В чем заключается актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста? Вероятнее всего в том, что ребенку не уделяется достаточно времени, чтобы его формирование и познание речи совершенствовалось. Как правило, родители привыкли считать, что успех речевого развития ребенка зависит от того, насколько эффективно с ним занимается детский воспитатель. Следует знать, что на развитие речи ребенка раннего возраста влияет семейная среда. Дети проводят больше времени не с воспитателями, а в окружении близких людей. Поэтому, педагогическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста не может быть единственным выходом в решении этого вопроса. Родители также должны способствовать улучшению речевого общения ребенка.
Читайте также: Задержка речевого развития у детей 3-х лет: как решить эту проблему
Содержание:
- Речевое развитие у детей — особенности
- Важность самообразования ребенка в развитии речи
- Отклонения в речевом развитии — виды и причины
Речевое развитие у детей — особенности
Посмотрите на поведение ребенка в 1 год? Как он воспринимает звуки, которые его окружают? Нормальной реакцией являются попытки ребенка воспроизвести голос или речь, которые он услышал. С познания звуков и реакции на них как раз и начинается развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Для того чтобы совершенствовались речевые навыки у ребенка, родители должный найти индивидуальный подход к этому вопросу.
Создание богатой языковой среды для ребенка — это оптимальное решение для развития его речевых навыков. На первый взгляд это может показаться трудным. Но если родители используют больше возможностей, для того, чтобы ребенок познавал речь в ежедневных бытовых ситуациях, это значительно улучшит его навыки
Какие определить особенности речевого развития детей раннего возраста?
Таблица, приведенная ниже, включает в себя характерные черты, показывающие нормы речевого развития детей от 0 до 3 лет.
От 0 до 1 года | От 1 до 3 лет |
От начала рождения, малыши знакомятся со звуками. Любой голосовой звук или шум привлекают их внимание. Спустя несколько месяцев, в ответ на эти звуки младенец может реагировать на них воркованием или гулением.
Уже к 1 году рождения, ребенок не просто слышит звуки, а умеет их распознавать, к примеру, голоса членов семьи, шум машины и т.п. В этом же возрасте, дети способны произносить слоги и краткие слова («бу-бу», «мама», «ба-ба»). Более активный ребенок, любопытный к различному роду звуков, может не просто угадать, кому он принадлежит, но и объяснить словами, кто его издает. К примеру, при услышанном звуке «мяу», ребенок может сказать «ки-ся» |
У детей старше 1 года речевые навыки совершенствуются с невероятной скоростью. Все, с чем сталкивается ребенок в этом возрасте, вызывает у него неподдельный интерес. В 1,5 года малыш может указывать жестами и словами на предметы, которые ему любопытны (к примеру, указывать на книгу, питомца).
Дети также понимают значение словосочетаний или художественных иллюстраций. Если ребенок видит на картинке яркий солнечный день с зелеными деревьями, он может описать это время года словом «лето». Если в 2 года малыш произносит около 50 слов, понимает короткие фразы и значения большей части предметов, находящихся в доме, это считается прекрасной динамикой развития речи у ребенка. Дети старше 2-х лет знают некоторые части тела и могут называть предметы и имена людей, сложные для них по произношению, опираясь на первые слоги или буквы этих слов (бутылка — «бука», «дедушка» — «деда») |
Это лишь краткая характеристика, демонстрирующая динамику развития речи у детей раннего возраста.
А как определить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста? В 3 года словарный запас ребенка составляет примерно 150 слов. В этом возрасте дети понимают простые указания родителей типа «дай книгу», «не трогай», «убери это». Сама же речь ребенка становится болей ясной и четкой. Такие буквы, как «р», «ф», «с», которые ранее приходилось детям выговаривать с трудом, в 3 года должны произноситься правильно. Помимо этого, дети могут называть слова во множественном числе и формулировать предложения в разных временах глагола.
В 4 года у ребенка совершенствуются мыслительные процессы, что дает ему возможность запоминать книжные истории, пересказывать и вести разговор длинными предложениями.
К 5 годам дети понимают большую часть разговора бытового характера между взрослыми. Они способны поддерживать диалог даже с незнакомыми людьми.
В 5 и 6 лет дети переходят на уровень познания языка, в то время как речевые навыки продолжают совершенствоваться
Читайте также: Методы и диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
Важность самообразования ребенка в развитии речи
Очень важно для детей 6-летнего возраста самообразование, которое будет направлено на главные аспекты речевого развития детей раннего возраста:
- Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.
- Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста.
Под самообразованием подразумевается деятельность, путем которой ребенок самостоятельно приобретает речевые навыки. Все, что требуется от родителей — обеспечить ребенка всеми необходимыми условиями для того, чтобы он оказался в незнакомой языковой среде, которую ему бы хотелось исследовать. К различным видам самообразования можно отнести детские клубы или кружки, положительно влияющие на творческое и умственное речевое развитие детей среднего дошкольного возраста. Зачастую такие занятия проходят в интерактивной форме, на которых дети рисуют, учатся считать и разгадывать ребусы.
Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста имеет положительные стороны. Иносказательные описания каких-либо персонажей, предметов, событий и действий помогают ребенку обогащать словарный запас, совершенствовать логическое мышление, способность выражать свои мысли в правильной звуковой и грамматической форме. Методика использования загадок в работе с детьми однозначно носит развивающий характер. Эту практику родители должны использовать регулярно во время занятий с детьми.
Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка дошкольника, также, немаловажна. Красочные изображения приводят в возбуждение детское воображение. Когда ребенок видит яркую картинку, у него появляется желание выразить ее смысл словесно.
На сегодняшний день существует курсовая работа, множество программ и методик для развития речи, которые одобряет отечественный педсовет.
Читайте также: Речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
Отклонения в речевом развитии — виды и причины
Как только ребенок начинает реагировать на звуки и произносить слова, родителям необходимо вести контроль над тем, с какой динамикой развивается его речь. В этом вопросе очень важны непрерывные занятия с ним и мониторинг его успеваемости. Если динамика замедляется или отсутствует вовсе — это свидетельствует о нарушении развития речи у ребенка.
Каковы причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста? К основным видам нарушения развития речи относятся физические, когнитивные, эмоциональные и социальные отклонения. Актуализация каждого вида очень важна в формировании правильной речи ребенка. Поэтому, рассмотрим их значение подробнее:
- Физический тип включает в себя способность ребенка выражать и реагировать на речь с помощью жестов и зрительно-моторной координации. Признаками отклонений считаются:
- Неспособность собирать пазлы или конструкторы с минимальным количеством элементов.
- Равнодушное отношение к любому роду звуков (нарушение слуха).
- Отсутствие какой-либо реакции на болевые ощущения или физический контакт с человеком или каким-либо предметом.
- Когнитивный тип обусловлен навыками мышления, изучением слов, информации и их запоминанием. Признаками отклонений считаются:
- Неспособность следовать простым инструкциям взрослых в возрасте 2 лет и старше (к примеру, «принеси книгу», «убери игрушки»).
- Отдается предпочтение жестовому языку, а не словесному.
- Отстутсвие имитации речи или действий в ответ на услышанный звук в возрасте 2 лет.
- Непонимание значений книжных иллюстраций в возрасте 2 лет.
- Социальный и эмоциональный типы включают в себя создание отношений с людьми и взаимодействие с ними в каком-либо деле.
Признаками отклонений считаются:
- Нежелание общаться со своими сверстниками.
- Погруженность в себя.
- Отсутствие новых интересов в играх (отдается предпочтение занятиям, которые ребенок должен был уже перерасти).
- Необоснованная эмоциональная реакция на людей, предметы и события (к примеру, истерика при виде незнакомого человека, плачь при просмотре красивой и красочной иллюстрации).
Иногда отклонения в развитии речи могут быть связаны с эмоциональным шоком, аутизмом и другими заболеваниями, поразившими детскую психику.
Если у ребенка наблюдается нарушение одного или нескольких из перечисленных видов, он нуждается в специальной терапии. Лечение носит дефектологический характер. За счет тестирования способностей ребенка, врач определит корень проблемы и пути ее решения.
Полезную работу о подобной проблеме разработала Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии». Этот письменный труд является выпускной квалификационной работой (ВКР) и доступен сегодня для всех пользователей сети Интернет. Информация, которая входит в этот квалификационный исследовательский материал, будет полезна не только для педагогов и дефектологов, но также для родителей, которые неравнодушны к речевому развитию своего ребенка.
Как определить задержку речевого развития у детей, смотрите в видео ниже.
Добавить комментарий