Старинная китайская поговорка гласит: «Девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего ребенка с детства». И как бы удивительно не звучала народная мудрость, психологи утверждают: «Развитие женщины как матери начинает закладываться еще во время ее внутриутробного развития». Чтобы осознать это, давайте проследим за прекрасным превращением девочки в маму…
Изучение процесса формирования материнских чувств привело специалистов к выводу, что каждая женщина становится матерью по-своему. Пробуждение инстинкта происходит постепенно. Например, Филиппова Г. Г. (профессор и доктор психологических наук) выделяет следующие этапы развития материнской сферы:
- взаимодействие с собственной матерью;
- игровой период;
- этап нянченья;
- период полового созревания;
- беременность и роды, формирование привязанности к ребенку после его рождения.
Беременность, роды и общение с собственным ребенком – завершающие этапы в пробуждении материнских чувств, когда детско-родительская связь строится на прямом контакте. Но первые «кирпичики» материнства, определяющие способность девочки стать достаточно хорошей мамой закладываются гораздо раньше:
Взаимодействие с собственной матерью
Первый этап формирования отношения к материнству, начинается еще во время внутриутробного развития и длится практически на протяжении всей жизни. Наиболее важное время – до трех лет, когда у ребенка закладываются черты характера и формируется отношение к миру.
В этот период имеет огромное значение эмоциональное участие матери в жизни дочери. Девочка должна чувствовать заботу и ласку, удовлетворенность мамы в материнстве. Если материнство преподносится как неблагодарный труд, женский пол в семье характеризуется отрицательно, это очень негативно скажется на самооценке малышки в будущем.
Материнско-детское взаимоотношение ловится ребенком даже не на словесном, а на эмоциональном уровне: мимические реакции родителей, эмоциональная окраска движений и т.д. Стоит отметить, что формирование отношения к материнству затрагивает не только матерей, но и их «заместителей»: няней, бабушек, тетей.
Игровой период
Принимая участие в сюжетно-ролевых играх, девочка примеряет на себя роль матери. При этом ее отношение к куклам – прямая проекция на взаимоотношения с родителями. Наблюдая за поведением ребенка, можно многое сказать о переживаемых им чувствах, отношении родителей к нему, присутствии или отсутствии гармонии в семье.
В ходе игр с куклами, в дочки-матери или в семью девочка осваивает основные компоненты материнской сферы, через игровую форму моделирует реальные события из жизни матери и ребенка, раз за разом «отрабатывая» их. В этот период у нее формируется представление о материнстве в целом, образы собственной и идеальной матери. Здесь стоит обратить внимание на то, какими кукла играет ребенок. Красавицы с точеными формами (Барби, Синди и другие им подобные персонажи) блокируют воображение крохи, задавая ей неправильные жизненные координаты. А вот кукла в виде прототипа младенца вызывает желание нянчить и заботиться о ней (Барби – обслуживать). В славянских семьях куклы изготавливались вручную и передавались от матери к дочери. Их возили с собой в гости и наряжали к праздникам. Эта древняя традиция очень актуальна в настоящее время – ее возрождение и поддержание поспособствовало бы установлению правильной модели материнства. А вот знакомство с «модельными» куклами, по мнению психологов, лучше отложить на более поздний период – до 6 – 7 лет.
Этап нянченья
С 4 – 5 лет и до полового созревания (особенно в период с 6 до 10 лет) у ребенка появляется активное стремление к участию в деятельности взрослых. Множество раз обыграв взаимоотношения взрослый – младенец с куклами, девочка хочет попробовать все это по-настоящему. Появление в семье второго ребенка в этот период будет очень благоприятно способствовать развитию старшей дочери.
Хорошо, если на этап нянченья придется рождение второго ребенка – малышка сможет видеть процесс ухода за новорожденным воочию и сможет поучаствовать в нем. Во время наблюдений за тем, как родители обращаются с маленьким ребенком, у дочки будет складываться осознание материнства на уровне рефлексов (у мальчиков происходит похожий процесс осознания роли отца).
Если на этапе нянченья контакта с младенцем не было, в будущем у женщины может возникнуть страх перед маленькими детьми.
Недостаточный опыт взаимодействия с новорожденным приводит в старшем возрасте к мыслям вроде: «Я могу его напугать», «Я могу нечаянно сделать ему больно» и т.п. Женщина боится взять малыша на руки, думая, что чуть ли ни единое ее касание может навредить крохе. Этот страх может исчезнуть при общении с собственным ребенком, а может остаться и на всю жизнь.
Период полового созревания
С началом полового созревания интересы мальчиков и девочек смещаются в сферу интимно-личностного общения. В этот период родители должны максимально удовлетворить информационный голод дочери относительно сексуального развития.
Главная задача родителей в период полового созревания ребенка – раскрыть подростку всю важность и интимность половых отношений. Очень большое значение приобретают родительские взаимоотношения. Важно помнить, что микроклимат в семье влияет на решение дочери, когда и с кем стоит заводить отношения, создавать семью.
К периоду полового созревания мать должна раскрыть дочери всю прелесть материнства и беременности, научить ее любить себя и ценить в полной мере драгоценную возможность давать жизнь, дарованную ей природой.
Решив родить в этот период второго ребенка, обязательно посоветуйтесь об этом с дочкой – иначе она может принять младенца как помеху и обузу. Не заставляйте ее сидеть с маленьким братиком или сестренкой насильно – период нянченья минул, и у девочки сейчас совсем другие интересы.
Дорогие мамочки и папочки! Цените друг друга и любите своих детишек, дарите свою ласку и заботу. Этим вы поможете им стать хорошими родителями и просто счастливыми людьми!
Собственно говоря, всё это можно свести к одной простой формуле: мамы должны любить дочерей, а дочки — мам. и когда с детства воспитывается девочка в любви , то уж независимо от того, какими куклами она игралась и были ли у неё младшие братья-сёстры, своего ребёнка она будет любить так же. А что касается младших братиков и сестричек, то у меня, к примеру, был родной младший и двоюродные — и со всеми няньчилась, А когда родилась своя, боялась не так взять, поломать и т.д.